ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НА ОСНОВЕ ТРУДОВ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ УЧЁНЫХ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ИХ ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАУК
DOI:
https://doi.org/10.54613/ku.v16i.1242Keywords:
Средняя Азия, энциклопедические учёные, инженерная графика, педагогика, образование, черчение, эстетическое воспитание, геометрия, астрономия, механика, медицина, естественные науки, историческое наследие, графическая грамотность, пространственное мышление.Abstract
В статье всесторонне исследуется богатое научное наследие энциклопедических учёных Средней Азии и его педагогическое значение для развития инженерной графики. Особое внимание уделено трудам Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмеда аль-Бируни, Мирзо Улугбека и Абу Али Хусейна ибн Сины, содержащим ценные знания по геометрии, астрономии, механике, медицине и естествознанию. Графические изображения, чертежи и схемы, представленные в их работах, рассматриваются не только как исторические источники, но и как эффективная методическая база для обучения инженерной графике, способствующая развитию пространственного мышления, научного мировоззрения и творческих способностей студентов. Статья подчёркивает актуальность педагогической интерпретации инженерной графики в современном образовании, её роль в формировании междисциплинарных связей с математикой, физикой, технологией и искусством, а также воспитании национальной гордости и духовного богатства молодёжи. Использование наследия великих среднеазиатских учёных обогащает образовательный процесс, повышает графическую грамотность и способствует подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих критическим и самостоятельным мышлением.
Foydalanilgan adabiyotlar:
I. Исторические источники:
1. Хоразмий, М. ал. Алгебра. – Каир: Дар аль-Маариф, 1968.
2. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки / пер. А.Ф. Гусейнова. - Ирфон, 1980. - 720 с.
3. Бируни, Абу Райхон. Избранные произведения. – Ташкент: Фан, 1968.
4. Абу - Райхан аль-Бируни, “Избранные произведения”
II. Современные научные публикации:
1. Хусаинов, А. (2018). История инженерной графики в Средней Азии. Ташкент.
2.Русинова, Л. П. Пространственное мышление студентов при изучении начертательной геометрии. Молодой ученый. - 2010. №11, 145-148.
https://universaljurnal.uz/index.php/jurnal/article/view/3004
III. Официальные государственные источники:
1.Мирзиёев, Ш. М. (2022). Стратегия развития Нового Узбекистана. Ташкент.
2. United Nations. (2025, 30 сентября). Президент Шавкат Мирзиёев: Новый Узбекистан выступает за солидарность. Получено с https://news.un.org/ru/story/2025/09/1466447
V. Онлайн педагогические источники:
1. Педагогические идеи Абу Насра аль-Фараби. (2025, 30 сентября) https://nauka-pedagogika.com/
Downloads
Published
Iqtiboslik olish
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 QO‘QON UNIVERSITETI XABARNOMASI

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.