СРАВНИТЕЛЬНО-ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКИХ И УЗБЕКСКИХ ЗАГАДОК В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.54613/ku.v14i.1172Keywords:
загадка, народное творчество, лингвокультурология, межкультурное воспитание, дошкольное образование, начальная школа, этнопедагогика.Abstract
В данной статье рассматривается сравнительно-лингвокультурологический анализ русских и узбекских народных загадок с целью выявления их педагогического потенциала в воспитательной деятельности дошкольных и начальных образовательных учреждений. Загадки, как важный элемент устного народного творчества, являются не только средством развлечения, но и мощным инструментом формирования мышления, развития речи и усвоения морально-этических норм у детей. Особое внимание уделяется изучению тематики, образной структуры и культурных кодов, заложенных в текстах загадок, а также их роли в передаче национальных ценностей. Анализ показывает, что несмотря на различие в языках и культурных традициях, загадки русских и узбеков имеют много общего в плане воспитательных функций и когнитивного воздействия. Интеграция фольклорных жанров в образовательный процесс способствует развитию межкультурной толерантности и формированию уважения к культурному многообразию. Полученные результаты могут быть полезны педагогам, методистам и разработчикам программ раннего обучения.
Foydalanilgan adabiyotlar:
Афанасьев, А. Н. (1985). Русские народные загадки. Москва: Детская литература.
Юсупов, У. (2015). Узбекский народный фольклор: теория и практика. Ташкент: Фан.
Николаева, С. М. (2010). Фольклор в системе дошкольного воспитания. Москва: Просвещение.
Садыкова, З. (2019). Сравнительный анализ загадок народов Центральной Азии. Журнал фольклористики, (4), 51–59.
Мамараимова, Н. Х. (2022). Загадка как средство развития мышления у детей. Узбекский педагогический журнал, (2), 33–38.
Abdukaxxorova Nargiza Rustamovna. (2024). YANGI AXBOROT TEXNOLOGIYALARINING TARJIMA VA TARJUMANLARNING KENGAYISHI VA RIVOJLANISHIDAGI O‘RNI. University Research Base, 371–375. Retrieved from https://scholar.kokanduni.uz/index.php/rb/article/view/347
Abdukaxxorova, N. (2024). XORIJIY TILLARNI O‘RGATISHDA PEDAGOGIK TEXNOLOGIYALARDAN FOYDALANISH. University Research Base, 926–929. Retrieved from
https://scholar.kokanduni.uz/index.php/rb/article/view/755
Abdukaxxorova, N. R. (2022). Use of Modern Technologies inForeign Language Teaching in Uzbekistan/Использование современных технологий в обучении иностранным языкам в Узбекистане. Spanish Journal of Innovation and Integrity.
Абдукахсорова, Н. (2024). ЛИНГВОКУЛЬТУРНОИЗУЧЕНИЕ ЗАГАДОК НА РУССКОМ И УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКАХ. Ижтимоий-гуманитарный фанларнинг долзарб муаммолари Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук., 4 (12), 374–379. https://doi.org/10.47390/SPR1342V4I12Y2024N58
Абдукаххарова, Н. Р. (2022). Особенности организации самостоятельной работы и внеклассных работ на уроках русского языка. Oriental Art and Culture, 3(2), 636-639.
Tursunbayevich, B. A., Vitalyevna, U. A., Sadullayevich, U. S., & Vyacheslavovna, O. A. MODERNIZATION OF THE PROTEST OF TEACHING RUSSIAN AND ENGLISH IN PRIMARY EDUCATION.
Begmatov, A. T. (2022). EFFECTIVE USE OF INTERACTIVE GAMES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE. Conferencea, 1–4.
Tursunbayevich, B. A. (2024). The influence of gamification on student motivation and achievement in higher education English as a foreign language learning. University Research Base, 94-99.15:13
Begmatov, A., Ismoilov, A., Dauletiyarov, A., & Tasqinov, Y. (2024, May). New classes of integral geometry problems of Volterra type in three-dimensional space. In AIP Conference Proceedings (Vol. 3147, No. 1). AIP Publishing.
Tursunbayevich, B. A. (2024). TEACHERS'ATTITUDES AND PERCEPTIONS TOWARDS THE UTILITY OF TRANSLATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING. University Research Base, 100-106.
Tursunbaevich, B. A. (2023). BOSHLANG ‘ICH SINFLARDA BADIIY ASARNI TAHLIL QILISH USTIDA ISHLASH. QO ‘QON UNIVERSITETI XABARNOMASI, 709-711.
Tursunbayevich, B. A., Vitalyevna, U. A., Sadullayevich, U. S., & Vyacheslavovna, O. A. MODERNIZATION OF THE PROTEST OF TEACHING RUSSIAN AND ENGLISH IN PRIMARY EDUCATION.15:13
Sheraliyevna, R. R. N. (2025). UZBEK VA INGLIZ TILLARIDA SINTAKTIK-STILISTIK FIGURALARNING NUTKIY AKTLARDA IFODALANISHI. Journal of universal science research, 3(1), 257-262.
Sheraliyevna, R. R. N. (2025). COMMUNICATIVE SPEAKING ACTIVITIES IN TEACHING ENGLISH TO HIGH-LEVEL LEARNERS. AMERICAN JOURNAL OF MULTIDISCIPLINARY BULLETIN, 3(4), 216-226.
Sheraliyevna, R. R. N. (2025). THE INFLUENCE OF LITERATURE IN TEACHING ENGLISH TO UNIVERSITY STUDENTS. Multidisciplinary Journal of Science and Technology, 5(4), 22-29.
Published
Iqtiboslik olish
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 QO‘QON UNIVERSITETI XABARNOMASI

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.